단학기공, Данхак Ки-гон, ХАПКИДО, ХАНКИДО, ХАНКУМДО, ХАН Ю СУЛЬ, КУМДО, КУМ-ДО, ХАН-Ю-СУЛЬ, ХАПКИ-ДО, ХАП КИ ДО, ХАНКИ-ДО, ХАН КИ ДО, ХАН КУМ ДО, КОРЕЯ, ФИЛООСОФИЯ, ГАРМОНИЯ, ПРОЦВЕТАНИЕ, DAHNHAK KIGONG, HAPKIDO, HANKIDO, HANKUMDO, KUMDO, KOREA

.
Долголетие

ХАН Ю СУЛЬ - корейское мягкое искусство.

История и корни развития.




"В самом себе не имей, где пребывать".
Следуй формам вещей вокруг тебя.
Будь текуч, как вода, покоен, как зеркало, отзывчив, как эхо, и невозмутим, как тишина.
Соединяйся с несогласным, обретай потерянное.
Не стремись опередить других, но неотступно следуй за ними.


Когда-то Китай дал миру десятки и сотни разнообразных школ и стилей борьбы, и принято считать его колыбелью У-шу, но его южные соседи и по сей день продолжают оспаривать это утверждение. Действительно, например, корейский народ имеет основание для того, чтобы отстаивать свой суверенитет в области классических воинских искусств. Во всяком случае, задолго до создания шаолиньского У-шу в Корее уже существовали изощренные системы кулачного боя и борьбы, зародившиеся в трех древних королевствах полуострова.
Произведения искусства, дошедшие до нас, служат своеобразной летописью Квонпопа - корейского аналога
У-шу(кор. Му-Суль), позволяющей восстановить многие этапы его развития. Бесспорно, борьба и кулачный бой на Корейском полуострове, особенно в его северных и северо-восточных районах (территория Когурё), впитали в себя и достижения китайских мастеров У-шу эпохи Хань.

Начиная с IV в. распространение буддизма, проникавшего из Китая, наложило отпечаток на корейские воинские искусства. Прижилась и заимствованная из Китая даосская йога. Тем не менее национальные традиции продолжали преобладать в корейских воинских искусствах. Самый значительный вклад в развитие классических корейских систем борьбы с оружием и без оружия внесли выходцы из юго-восточного государства Силла. Где с VII в. начал складываться уникальный военно-религиозный институт Хваранов. Слово «хваран» означает «цветы-юноши».

Летописи сохранили упоминания о воинственных монахах Вонхё и Бисоне, создавших свою школу Квонпопа. Занятия по тхеккён
Во время правления государыни Оондок в 634 г. и был создан институт хваранов, призванный стать опорой государства. Воспитание хваранов начиналось с отроческих лет и строилось на военно-клерикальной основе. Как правило, юноши проходили полный курс «китайских наук», включавший философию, литературу, риторику, музыку и прочие конфуцианские дисциплины, параллельно осваивая искусство фехтования, стрельбы из лука, вольтижировки и кулачного боя. Со временем весь комплекс «наук» в сочетании с разработанными правилами этикета и моральными заповедями получил название Хваран-до («Путь хварана»). Этическую базу Хваран-до составили пять добродетелей, сформулированные буддийским священником Вонгваном по образу и подобию конфуцианских этических норм: верность государю и покровителю, сыновняя почтительность, правдивость, мужество и справедливость. С 682 г. подготовка хваранов осуществлялась в рамках Высшей школы конфуцианских наук (Кукчаган - «Высшая школа сынов отечества»).

Воинские искусства хваранов, несмотря на их распространенность, осваивались в закрытых школах, и если общие принципы фехтования или стрельбы из лука не составляли особой тайны, то методика психофизического тренинга как эзотерическое знание была доступна лишь посвященным. Специальных трактатов, учебных пособий и разработок с тех времен не сохранилось. Известно лишь, что наставниками хваранов в ратном деле были преимущественно буддийские, реже даосские монахи. Они уделяли много внимания дыхательным упражнениям, проблемам сосредоточения «внутренней силы», аккумуляции жизненной энергии ки и общей закалке организма. Квонпоп в учении Хваран-до превратился в разветвленный комплекс приемов, включавший разнообразны удары руками и ногами, подсечки, подножки, броски, уходы в перевороте, прыжки и подкаты. Однако борьба без оружия рассматривалась лишь как подготовительный этап к борьбе против вооруженного противника - с оружием или без него.

В период, в XII - XIV вв., зародилось и другое направление Квонпопа, берущее начало в даосской йоге и буддийских тантрах.
Отшельники, искавшие в горах спасение от мирской суеты, разработали сложную систему физического и духовного самосовершенствования, сходную с тайной традицией Сюгэн-до японских монахов-отшельников ямабуси. Эта система получила название Чхарёк (букв. «заимствование сил»). В основе её лежала известная даосско-буддийская концепция единства человека и природы - единства, позволяющего человеку использовать природу как неиссякаемый резервуар энергии. Для овладения Чхарёк подвижник удалялся в горы, чтобы там в течение многих лет предаваться неустанным радениям. Он должен был полностью отрешиться от прежней жизни, забыть мирские влечения и соблазны, есть, пить, спать и бодрствовать, подчиняясь ритму самой природы, чередованию дня и ночи, тепла и холода. Утренние и вечерние часы он должен был проводить в медитации, сопровождаемой дыхательными упражнениями. Сидячая медитация чередовалась с активной медитацией под ледяными струями водопадов. Летом подвижник спал на траве, зимой - на снегу. Укрытием от дождей и буранов ему служил плетеный шалаш, одеждой - рубище из шкуры зверей. После мучительных месяцев привыкания к ужасным, на наш взгляд, нечеловеческим условиям жизни наступало прозрение. Кожа обветривалась и грубела, тело легко переносило мороз и зной, мысли прояснялись, и дух приобретал необычайную прозрачность, спокойствие, уверенность. Руки и ноги наливались мощью, несравнимой с силой человека, выросшего в городе и даже в деревне. Подвижник не ел мяса. Пищей ему служили насыщенные протеинами дикие ягоды, фрукты, мёд, богатые жизнетворными гормонами сырые соевые бобы, сырой рис, сосновая хвоя, целебные травы и коренья. Упорная йогическая практика позволяла со временем много дней проводить без пищи и без сна, питаясь лишь одним «витамином» - воздухом. Все чувства отшельника обострялись до невероятной степени. Зрением и слухом он мог соперничать с дикими зверями. Безошибочная интуиция предупреждала его о любой опасности. Усвоенные с младенчества сугубо человеческие психофизические навыки уступали место звериным, но разум и воля доводились до высшей степени человеческих возможностей. Конечно, подвижник не изобретал каждый раз заново принципов Чхарёк. Он следовал прочно укоренившемуся и детально прокомментированному строго секретному канону, где были указаны все методы тренировки тела и духа, перечислены полезные и вредные растения и способы их применения.

Не удивительно, что в результате своих занятий подвижник становился знатоком традиционной медицины - акупунктуры, акупрессуры и фармакопеи. Изощренная техника гипноза породила легенды о том, что горные отшельники владели тайной ясновидения, чтения мыслей на расстоянии и даже перемещения «астрального тела» в пространстве.

Целью подвижничества было умение управлять жизненными процессами организма при помощи потока биоэнергии ки. Если господство над телом и духом было достигнуто, то внешние его проявления могли принимать самые неожиданные формы - от факирских трюков с глотанием змей и поднятием фантастических тяжестей до демонстрации утонченных приемов искусства борьбы
Хан Ю Суль (букв.Хан - «корейское», Ю - «мягкое»(в смысле «тонкое», «внутреннее»), Суль - «искусство»), сочетавшей эффективные приемы Тхэккёна, Чхарёк с йогическим тренингом, а также с методиками даосских монахов работы с внутренней энергией.

Взяв из даосских источников тезис о «недеянии» и всепобеждающей податливости, корейские мастера создали оригинальные разновидности «внутренних» или «мягких» школ борьбы, где действия противника должны были служить средством защиты против него же.

Арсенал Хан Ю Суль, включал три основных раздела: броски (ден джи ги су), болевые замки и захваты (Ки бон су, кёк ки су) и точечные удары по уязвимым точкам (Куп со чирыги, Хельдо суль), число и локализация которых были детально разработаны.
Техника контратак построена или на подхвате и "протягивании" атакующей руки или ноги, или на накладывании на нее своей конечности с последующим захватом. Большая часть таких приемов рассчитана на бойца с прекрасно подготовленным телом, очень сильным и ловким. К примеру, прямой удар рукой: поймав атакующую руку противника своим локтевым сгибом с последующим ломанием ее. Поражаются, как правило, области тела, имеющие наименьшую толщину мышечного корсета. Броски построены на том, что противника ведет не только инерция его движений, но и характер причиняемой ему боли.
Движения в Хан Ю Суль строятся так, что руки и ноги бойца как бы усиливают друг друга без дополнительного напряжения. Разработаны техники ударов ногами из положения сидя, техники атаки нервных центров, в том числе - и пальцами ног...

Предание гласит, что в Хан Ю Суль входило 24 базовых комбинации приемов и 10 секретных, предназначенных для мастеров высокого посвящения.

Понятно, что такой отшельник, пример которого мы видели на наших экранах в северокорейском фильме "Хон Гиль Дон", занимался не только и не столько боевым искусством, сколько своим духовным совершенствованием, предполагавшим и осознание себя как части природы и универсума, как умение жить в гармонии с окружающим миром и способность гармонизировать мир вокруг себя...

Ведь болевые точки, или, как их у нас принято называть, биологически активные точки вообще, такие отшельники хорошо знали и умели на них воздействовать и с целью диагностики заболеваний, и с целительскими целями тоже. Боевое применение таких знаний имело место именно наряду с прочим! Стремясь раскрыть и реализовать через себя единство человека и природы, сонъин (это корейское слово значит "совершенный человек") удалялся в горы, где все его существование было подчинено естественным природным ритмам и законам. Чрезвычайно суровые условия жизни сочетались с очень интенсивными йогическими практиками, включавшими в себя, к примеру, длительные дыхательные упражнения под ледяными струями водопада.

Понятно, что врастание в природу давало возможность такому подвижнику черпать из нее энергию как из неиссякаемого резервуара. И не случайно одна из наиболее известных и таинственных систем боя, созданных сонъинами, называлась "Чхарёк" - "заимствованная сила", или "помогающая сила"! Наделенный такой силой мастер не просто обретает звериные чувствительность, навыки, интуицию, но и становится сам себе целителем, обретал способности к гипнозу, ясновидению и тому, что принято называть "железной рубашкой".

В период Корё популярность Ю суль была очень велика, но затем, с установлением династии Ли, по мере общего вырождения воинских искусств пришло в упадок и искусство Ю суль. Уже к XVII в. секреты его были значительно утеряны.

Практиковали Хан Ю Суль и охранники караванов, получившие знания все от тех же сонъинов. Об этой ветке Ю Суль мало кто знает. В ней и речи нет о каком-либо благородстве и снисхождении к противнику. Именно охранники караванов, находясь постоянно в боевой готовности, в ожидании нападений со стороны разбойников, оттачивали свое искусство Ю Суль, оставляя в своем арсенале жестокие, смертоносные техники для моментального пресечения нападения на них, т.е. лишение возможности противника продолжать какие-либо физические действия. В то время наказанием за разбойное нападение на караван была только смерть. Поэтому охранники не церемонились особо с нападавшими, и применяли техники, позволявшие моментально их убить, или серьезно покалечить. Да и разбойники, зная о предстоящей для них участи, в случае неудачного нападения, были довольно проворны и жестоки. Вот в этих условиях у охранников караванов и сформировался тот арсенал техник Хан Ю Суль, позволявший молниеносно расправиться жестким и эффективным способом с серьезными бандитами.
Охранниками очень часто практиковались психоэнергетические техники. К примеру, выполнение техники "расширения своего поля" (эфирного тела), позволяло им почувствовать на расстоянии мысли врагов о злых намерениях, мысли о нападении. Поле позволяло почувствовать врага до 300м. Получив информацию подобным образом, охранники были осведомлены о засаде, находящейся на пути следования каравана, и тем самым имели возможность подготовить стратегические мероприятия против нападения. Если, по каким-либо причинам, не удавалось предотвратить или избежать столкновения с разбойниками при помощи стратегии и тактики, то при начале атаки бандитов, против них применялось искусство Кунг суль - «искусство стрельбы из лука».

Уникальные корейские луки позволяли поражать врага на довольно значительном расстоянии. Чисто корейский лук считался супермощным дальним оружием, и его даже называли «лук двух человек», поскольку его натягивали вдвоем. В спокойном состоянии лук изгибался в обратную сторону примерно на 180 градусов от положения с натянутой тетивой. Древние рукописи утверждают, что лук корейских воинов мог выпустить стрелу почти на 1000 по! (1500м.)

При приближении разбойников на ближнюю дистанцию, охранниками применялись длинные копья и мечи. Сражаясь копьем, часто возникала ситуация, когда копье застревало в теле врага, и быстро его освободить не представлялось возможности. Или же было брошено в цель для поражения врага. Таким образом, терялась возможность его использования. В этом случае применялись мечи. Искусство меча (Кум-до), основывалось так же на техниках Хан Ю Суль.
А при повреждении или потере меча, охранниками применялись смертоносные техники Ю суль, безоружного против вооруженного. А при любой возможности они все же стремились завладеть оружием.

Подобным образом происходили, изложенные мной, события в средневековой Корее.

Некоторые носители знаний этой ветки Хан Ю Суль, во время смуты и воины в Корее в середине прошлого столетия переехали и обосновались в Узбекистане. Там то и посчастливилось с ними встретиться и серьезно поучиться моему наставнику – Игорю Гамбарову в его молодые годы. По роду своей деятельности, он несколько лет проживал там, что позволяло ему иметь достаточно времени для занятий с мастерами так называемого «караванного» Хан Ю Суль.

Множество людей по всему миру овладевают основами воинского искусства, чтобы, следуя заветам древних, достигнуть гармонии с природой и обрести уверенность в собственных силах.
Путь к совершенству открыт для каждого, но не каждому дано пройти его до конца.


Данилевский А.Н.